Художественное пространство Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. Его сущность заключается в идее прогрессивно нарастающего развертывания, апеллирующего к таким смысловым дефинициям, как «вперед, вширь, вовне». Пространство характеризуется вещественным наполнением, оно предметно и антропоцентрично. «Мифопоэтическое пространство всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует» [1; 234] В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Лотман Ю.М., Топоров В.Н., Бахтин М.М. и другие. М.М. Бахтину принадлежит антропоцентрическая концепция пространства художественного текста. Рассмотрев вопрос о пространственной форме героя, ученый пришел к выводу, что в литературе существует двоякое сочетание мира и человека: 1) мир изображен извне, как окружение героя; 2) мир изображен изнутри, как душевно-духовная сфера, включающая в себя намерения, мысли, чувства. Ю.М. Лотман в работах, посвященных общим проблемам семиотики пространства, указал на его связь с другими формальными системами, в первую очередь, с этическими. В качестве примера может выступать локально-этическая метафора, предложенная ученым для моральной характеристики персонажей. Ключевыми в ее формировании являются образы дороги и пути. Модель пути, основанная на идее движения, определяет тип литературного героя: движущийся или неподвижный. «Героям неподвижного, «замкнутого» locus´а противостоят герои открытого пространства» [2; 256]. Рассматривая художественное пространство как определенную структуру, Лотман выделил четыре его типа: точечное, линеарное, плоскостное и объемное, указав при этом, что линеарное и плоскостное могут иметь как горизонтальную, так и вертикальную направленность. Наиболее подробно были рассмотрены следующие типы: Линеарное пространство может обладать или не обладать признаком заданности направления. При его наличии пространство способно к моделированию таких темпоральных категорий как «жизненный путь» или «дорога». В этом случае «оно не безгранично, а представляет собой обобщенную возможность движения от исходной точки к конечной» [2; 256]. Точечное пространство представляет собой последовательность эпизодов, не содержащих указания на предсказанность последующего. Места, в которых происходит действие, обладают ситуативной конкретностью, имеющей внутренне неподвижный, со всех сторон отграниченный («точечный») характер. Это может быть пространство дома, комнаты, палаты, границы которого доступны для наблюдения. В.Н. Топоров, обращаясь к архаической модели мира, наряду с категорией пространства выделил так называемое не-пространство, воплощением которого является Хаос, состояние, предшествующее творению. В подобном разделении вещь приобретает первостепенную значимость. «Вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно» [1; 239]. Пространство определяется вещью тем явственнее, чем она сакральнее. А любая вещь, как считает Топоров, сакральна, если она не потеряла связь с целым Космоса, причастна к нему. Отсюда берет начало идея собирания пространства, которая является ведущей в теме его обживания и освоения. Художественное пространство обладает как общими, так и частными свойствами реального континуума. Это обусловлено, прежде всего, тем, что художественный мир есть отражение объективной действительности. Не случайно в качестве источника Топоров, вслед за Аристотелем, выделял такие первоэлементы, как образ и подобие, в основе которых лежит подражание – «мимезис». В этом случае исключением не становятся даже произведения, относящиеся к области фантастики. Невольно черпая детали из реальной действительности, они способны передавать национально-исторический колорит не только пейзажа, вещного мира, но и человеческих характеров. Различают метрические, связанные с изменениями, и топологические свойства пространства. К топологическим свойствам общего характера относятся протяженность, связность, прерывность/непрерывность, структурность, трехмерность и связь со временем. Прибавление в трем пространственным координатам категории времени способствует созданию концептуального, многомерного пространства, характерного для художественного произведения. Образованный четырехмерный континуум и протяженность тесно связаны со структурностью, имеющей атрибутивный характер. Будучи своеобразной «второй реальностью», художественный мир представляет собой определенную структуру, все компоненты которой взаимодействуют и выполняют строго определенные функции. «Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система» [3; 76]. К топологическим свойствам частного характера относятся форма, местоположение, граница. Понятие о границе становится существенным дифференциальным признаком художественного пространства. Лотман отмечает, что она делит все пространство текста на два взаимно не пересекающихся подпространства. Основным свойством границы является непроницаемость, так как внутренняя структура каждого из подпространств должна быть различной. То, каким образом делится текст границей, составляет одну из существенных его характеристик. Это может быть деление на своих и чужих, живых и мертвых, бедных и богатых. Так, например, пространство волшебной сказки членится на «дом» и «лес». Граница между ними отчетлива – опушка леса, иногда река. Герои «леса» не могут проникнуть в «дом» - они закреплены за определенным пространством. Поэтому кульминационные события всегда происходят на пограничной территории, например, на «мосту» разворачивается битва со змеем. К метрическим свойствам пространства относятся симметрия/асимметрия, расстояние между телами, размеры. Однако художественное пространство помимо перечисленных свойств и признаков имеет ряд особенностей, отличных от реального. Создаваемое автором художественное пространство может быть открытым (например, противоположный берег моря) и закрытым, замкнутым (комната, сад, дом, город). Замкнутое пространство наделяется такими признаками, как «родной», «теплый», «безопасный», а открытое характеризуется, как «чужой», «враждебный», «холодный». В этом случае художественное пространство по отношению к персонажу может быть близким или далеким. Однако данная интерпретация не является исчерпывающей. В различных типах художественных текстов возможны и другие варианты, в определенной степени, обусловленные идейно-тематическим содержанием. Художественное пространство может быть представлено как расширяющееся или сужающееся по отношению к персонажу или определенному описываемому объекту. Оно основано на приеме изменения либо пространственных характеристик, либо жизненного опыта героя. Художественное пространство может выступать как реально видимое персонажем или рассказчиком, так и воображаемое. Пространство, данное в восприятии героя, характеризуется деформацией, которая связана с обратимостью его элементов и особой точкой зрения. По степени обобщенности пространственных характеристик различаются конкретное и абстрактное художественное пространство. Абстрактное может восприниматься как всеобщее, не связанное с конкретными реальными показателями. Конкретное не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. Действие в произведении «обычно развивается в пределах определенного локального континуума» [2; 251], образ которого зависит от представлений и замысла автора-творца. В силу того, что специфика словесно-образного искусства заключается в своеобразном сочетании верности жизненной правде и вымысла, в художественном тексте находят отражение, с одной стороны, свойства пространства как объективно бытийной категории, с другой – воображаемые миры, созданные творческим мышлением художника. «Художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [2; 252-253]. В результате этого, как отмечал Топоров, возникают «индивидуальные» образы пространства, семантически богаты и/или сакрализированны. «Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл» [1;239]. Однако структура художественного пространства не только определяется психоментальными особенностями автора-творца, но и культурно-историческими условиями. Художественное пространство, как и художественное время, исторически изменчиво, что непосредственно отражается в смене хронотопов. Так, например, восприятие пространства в Средневековье обычно не предполагало индивидуальной точки зрения на предмет. «Пространство средневекового мира представляет собой замкнутую систему со священными центрами и мирской периферией. Переживание пространства окрашено религиозно-моральными тонами» (цит. по:[4; 43]). Для средневекового христианского сознания был характерен хронотоп храма. Средневековый человек осознает себя во многом как органическую часть природы, поэтому взгляд со стороны ему чужд. Обычно в художественном тексте различают пространство повествователя и пространство персонажей. Пространственная точка зрения повествователя (или наблюдателя) может совпадать либо не совпадать с позицией действующих лиц. В первом случае повествователь находится в той же точке пространства, что и персонаж или группа персонажей (Ср. сцена сражения в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя). Во втором – в разных пространственных плоскостях: пространственная точка зрения повествователя совершенно независима и самостоятельна в своем движении. Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. В художественном тексте данная взаимосвязь выражается в определенных формах. В качестве примера рассмотрим некоторые из них: 1) две одновременные ситуации изображаются как пространственно раздвинутые, соположенные (ср. пространство города и пространство дома в романе «Белая гвардия М.А. Булгакова); 2) при убыстрении времени происходит сжатие пространства (ср. романы Ф.М. Достоевского); 3) при замедлении времени происходит расширение пространства, художественными средствами которого являются детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и т.д. Для выражения пространственных отношений и пространственных характеристик в тексте существуют и грамматические средства. Это могут быть синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др. В словесно-образном искусстве существуют следующие типы художественного пространства: Географическое пространство принадлежит к одной форм пространственного конструирования мира, модель которого зависит от определенных исторических условий. Данный тип пространства обычно представлен в виде конкретного места, обжитой среды: городской, деревенской или природной. Обладает определенными признаками и свойствами: может быть направленным/ненаправленным, открытым, отграниченным, близким/далеким. Психологическое пространство отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир субъекта. Ракурс изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя, точка зрения которого может быть как строго зафиксированной, статичной, так и подвижной, динамичной. Фантастическое или волшебное пространство, будучи неограниченно большим, наполнено нереальными, как с научной, так и с обыденной точки зрения, существами и событиями. Это чужое для человека пространство. Одной из характерных черт является динамичность, так как в пределах данного локуса постоянно что-то совершается. Космическое пространство, имеющее вертикальную ориентацию, является далеким для человека, наполненным свободными и независимыми от него телами (солнце, луна, звезды). Социальное пространство является близким, освоенным для человека, так как в нем протекает почти вся его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественный характер. Выделенные типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга. Художественное пространство в литературном произведении – это одна из форм эстетической действительности, в которой размещаются персонажи и совершается действие. При этом художественное пространство субъективно детерминировано, что обусловливает его уникальность и своеобразие. Список литературы 1. Топоров В.М. Пространство и текст// Текст: семантика и структура. М., 1983. 2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. – М., 1988. 3. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. № 8. 4. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб, 1999.
|