Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.
Первая повесть «Сашка» была опубликована в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена и поддержана критикой. В течение следующего, 1980 года в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Кондратьев стал постоянным автором «Знамени» и «Дружбы народов». В 1980 году был принят в члены Союза писателей СССР, стал лауреатом премии Московского комсомола.
В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла». Поэтому все его произведения в той или иной степени автобиографичны. Особенно личный опыт автора лег в основу повестей «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и романа «Красные ворота», объединенных общим героем – лейтенантом Володькой.
В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов В. Кондратьева, куда вошли, кроме «Сашки», повести «На сто пятом километре», «Привет с фронта» и др. Почти во всех произведениях сборника речь идет о весне 1942 года, поэтому они как бы создают единое целое, дополняя и уточняя друг друга. Не случайно Виктор Астафьев назвал произведения Кондратьева «единым ржевским романом». Предельная правдивость автора сближала его повести с суровой, «неуступчивой» прозой В. Быкова, Ю.Бондарева, Г. Бакланова, В.Некрасова.
Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Исключением не стала и повесть «Сашка» В.Кондратьева. К.Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами. Поэтому тяжесть войны заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».
Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года подо Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои. Героем стал простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва. Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств вроде бы не совершал».
Одним из главных эпизодов повести, раскрывающих личность героя – отказ расстреливать пленного немца. Сашка готов умереть, чем поступить против своей воли и совести. Не выполнение приказа он объяснил так: «Люди же мы, а не фашисты».
Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты. Так, Сашка ночью поползет на гиблую нейтральную полосу добывать своему ротному командиру валенки с убитого немца, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку. Во время ранения Сашка сразу отправляется не в медсанбат, а в роту, к боевым товарищам, так как чувствует неловкость перед ними. Ведь он хоть и раненый, но живым выбирается, а кто знает, что ждет остальных.
В повести «Сашка» Кондратьев постарался показать события не с авторской точки зрения, а с точки зрения героя, человека другого опыта и духовного склада. Это нашло отражение и в языке повести. Речь повествователя часто приближается к интонации героя, хотя и не сливается с ней. В косвенных внутренних монологах Сашки, составляющих большую часть повести, автор щедро наделяет текст неожиданными, колоритными оборотами. Например, «Чуток попротивившись сну, он все же не выдержал, прикрыл глаза и провалился, ушел от тягомотины этого утра». Безусловно, такими фразами насыщена и прямая речь героя. Так, в госпитале, уговаривая любимую девушку, медсестру Зину, не ходить на официальную первомайскую вечеринку, Сашка говорит: «Да, не ходи, Зина. <…>Понимаешь, нельзя это… Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?».
|