Основные трактаты древнеиндийской медицинской системы аюрведа (санскр. "наука о долголетии") содержат множество сведений о психологии человека. Эти сведения можно считать систематизированным сводом многочисленных разрозненных описаний, касающихся психологии, содержащихся в более древних памятниках древнеиндийской культуры – от Вед («Ригведа» и особенно «Атхарваведа») – до трактатов философских школ, получивших название «шаддаршана». Аюрведическая концепция психических типов основывается на идее постоянного преобладания одной или двух гун. Гу́на (санскр.) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы: Саттва-гуна («гуна благости») Раджо-гуна («гуна страсти») Тамо-гуна («гуна невежества»)
Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают. Гуны делят разум на пять уровней, или разновидностей, располагающихся в порядке "самоочищения" и "постижения" следующим образом: 1) кшипта (пагубные) – разум в наибольшей степени подвержен чувственным объектам; 2) мудха (тщетный) – стремление к пороку, невежеству и т.д.; 3) викшипта (рассеянный) – стремление к благородным поступкам и знаниям; 4) экагра (целеустремленность, внимание, погруженность) – манас (Ма́нас — ум, ментал, мышление) сосредоточивается, происходит очищение от зла; 5) нируддха (сдержанный, подавленный) – прекращение всех умственных функций, состояние покоя и умиротворенности.
В процессе эволюции манасу предшествует буддхи (интеллект, рассудок). Разнообразие буддхи зависит от читта (мышление), являющимся одним из аспектов манаса и позволяющим буддхи различать карью (деяние) от акарьи (недеяние), шуббху (доброе, правильное) от ашубхи (злое, неправильное). Поэтому аюрведа отождествляет буддхи и манас, смешивая их функции. Манас приобретает способность буддхи принимать решения и накапливать опыт. Основной же функцией манаса являются, согласно аюрведе, иччха (желание), двеша (ненависть), сукха (удовольствие), дукха (боль, печаль), праятна (усилие) и т.д.
Аюрведическая концепция манаса включает раздел о психических типах личности (манас пракрити). Преобладание той или иной гуны, а также различные их сочетания обеспечивают психическое разнообразие людей. Основными же типами считаются типы, соответствующие названиям гун: саттвика, раджасика, тамасика. Каждый из трех типов подразделяется на несколько групп. Остановимся подробнее на характеристике отдельных манас пракрити.
Саттва (сущность) олицетворяет все чистое и лучшее, а потому тип саттвика считается высшим. Он включает следующие группы:
1) брахмакая (имеющий черты Брахмы) — отличается чистотой мыслей и поведения, знаток Вед, почтителен, набожен, гостеприимен;
2) махендракая (имеющий черты Индры) — отличается смелостью, доблестью, знанием шастр, добрым отношением к низшим;
3) варунакая (имеющий черты Варуны) — отличается смелостью, доблестью, терпеливостью, нетерпимостью к неправедному;
4) кауверакая (имеющий черты Куберы) — отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам;
5) гандхарвакая (имеющий черты гандхарвов) — отличается любовью к пению, танцам, красивой одежде и украшениям;
6) ямьясаттва (имеющий черты Ямы) — отличается незлобивостью, отсутствием ревности и склонности к заблуждениям;
7) ришисаттва (имеющий черты риши) — отличается приверженностью к священным обрядам, учению. Имеет хорошую память.
Раджа (действие) включает шесть групп:
1) асурасаттва (имеющий черты асуров (Асуры (от санскр. и пали «асура», тиб. lha.ma.yin, кит. 阿修罗) — в буддизме и индуизме — божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги—титаны» или «боги—гиганты» в древнегреческой мифологии и «бог и ангелы — дьявол и демоны» в авраамических религиях.)) — стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен;
2) сарпасаттва (имеющий черты сарпы или змеи) — раздражителен, ленив, смел только в гневе;
3) шакунасаттва (имеющий черты птицы) — склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен;
4) ракшасасаттва (имеющий черты ракшаса) — непонятлив, ревнив, суетен, невежествен, склонен к безбожию;
5) пишачасаттва (имеющий черты злого духа) — темпераментен, склонен к половым излишествам, отличается бесстыдством и трусостью;
6) претасаттва (имеющий черты призрака) — ленив, жаден, ведет жизнь жалкую и несчастную.
Тамас (тьма) включает три группы:
1) пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) — склонен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного;
2) матсьясаттва (имеющий черты рыбы) — люди этого типа беспрестанно ссорятся между собой, они непостоянны как рыбы, глупы и любят воду;
3) ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) — любит пребывать в одном и том же месте. Не имеет склонности к религии и добрым деяниям, склонен к чрезмерному обжорству и питью.
Будучи органическим элементом древнеиндийской культуры, аюрведа уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам этой культуры, как идеи о карме (деяние), определяющей тело – божественное, человеческое, животное и т.д. – "следующей жизни", сансаре (мир перерождений) – постоянный переход из одного тела в другое, а также о мукти, или мокше (спасение), – освобождение от "перерождений". Аюрведические трактаты указывают, что человек обязан стремиться к четырем целям: дхарме – исполнению религиозного закона; артхе – достижению благосостояния; каме – удовлетворению мирских желаний; мокше – достижению религиозного "спасения". Взгляды на способы достижения "спасения" весьма разнообразны. Аюрведа, не выдвинув своего собственного способа, а восприняв его, по-видимому, из философских школ шаддаршана, тем не менее, представляет свою модификацию предпосылок, необходимых для достижения "спасения". Для человека в ходе жизни таким непременным условием является физическое, психическое и нравственное здоровье, которое обеспечивается удержанием в организме динамического равновесия всех начал.
В зависимости от типа физической конституции, психической деятельности и т.д. поддержание здоровья включает соответствующие правила поведения. Если здоровье в его различном толковании, согласно аюрведе, является свидетельством-отражением того, что человек заслужил достойную карму в прошлом "перерождении", ведет правильный (праведный) образ жизни в настоящем и обеспечивает себе достойное "перерождение" в будущем, то нездоровье, болезни адекватны несчастью, физическому, психическому и духовному страданию вследствие неправильного поведения в этом и прошлых "перерождениях". Непосредственной причиной несчастья, гласит «Чарака-самхита» в соответствии с идеей санкхьи, является отождествление элемента сознания (пуруша) с пракрити (здесь: явлением в "проявленном" мире). В этом случае для ликвидации причины несчастья (болезни), освобождения пуруши от данного заблуждения, аюрведа предлагает свои специфические, отличные от принятых самими последователями санкхьи и других школ методы, которые, согласно аюрведической концепции, способствуют достижению глобальной задачи аюрведы – обеспечение полного контроля над манасом, поскольку без этого невозможно постижение конечной истины и спасение.
|