Психологический тип личности в русской, советской и западной культурах.
Исходя из доминирующего способа отношения к себе и к другому человеку Б.С. Братусь намечает несколько уровней в структуре личности.
1 уровень – Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе – как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, в зависимости от того помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает – хороший, не помогает, препятствует, затрудняет – плохой, враг. 2 уровень – Группоцентрический. Идентифицирует себя с группой, отношение к другим зависит от того, входят ли они в эту группу или нет. Группа: семья, нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности, достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если не входит, то эти чувства могут на него не распространятся. 3 уровень – Просоциальный (гуманистический). За каждым человеком, пусть даже не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство в отношении его прав, свобод и обязанностей. Просоциальный уровень характеризуется устремленностью к достижению результатов, которые принесут благо не только ему, но и другим, незнакомым, дальним, обществу, человечеству вцелом. С 3го уровня можно говорить о нравственности (на 1, 2-ом лишь о морали – эгоцентрической или групповой, корпоративной). 4 уровень – Духовный (эсхатологический). Человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Это уровень в рамках которого решаются субъективные отношения с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним. В христианской традиции субъект приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и особую сакральную, божественную ценность. Братусь сравнивает нравственные различия человека русской культуры, человека советского и западноевропейского. Русская культура Стремилась к образованию и реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня как главного, определяющего его облик. Любое дело, что бы быть признанным благим, нужным, должно быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Все остальные деяния, пусть и приносящие пользу рассматривались как зло. Советская культура Формировала группоцентрический тип личности. Главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все вокруг – враги, против которых возможны любые средства борьбы. Всё было направлено к такой, по сути дела, донравственной позиции. Западная культура Носила в себе просоциальную гуманистическую ориентацию. Стремление нести благо всем людям, человечеству вцелом. Перестроечный тип личности Характеризуется переходным потребностно-мотивационным состоянием. Человек в подобном состоянии может сказать ещё о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему потребно. У него нет образа целого. Перебирает зашифрованные в бытии символы, но не знает, какой ему подойдёт. Помимо намеченной вертикали души, существует шкала степеней присвоенности тех или иных смысловых содержаний и мотивационных устремлений. Одно и то же внутреннее смысловое побуждение или его внутреннее проявление, деяние, поступок могут иметь разное внутреннее обоснование и душевный резонанс в зависимости от того, являются ли они сугубо ситуационно обусловленными или есть следствие выстраданных и сознательно исповедуемых личностью ценностей.
|